Художник Владимир Ильичёв культивирует в творчестве несколько тем
К значительной и совершенно оригинальной относятся его живописные странствования по архитектурной Одессе. Интерес этот глубок и отвечает темпераменту и энергии живописца, получившего хорошее образование в Одесском художественном училище, а затем на архитектурном факультете Одесской строительной Академии.
Немаловажную роль играет и великолепная теоретическая подготовка - редкое явление в среде художников. Владимир защитил диссертацию "Использование малых архитектурных форм в городских пространствах".
Владимир - зрелый художник. Он рисовал всегда, но явно не торопился в большое искусство - видимо, ему были чужды нетерпеливые скороспелые попытки. Осознание серьёзности и правильности выбранного пути пришло органично и естественно. Знания копились, осмысливались, перерабатывались. Их количество и очевидный природный талант раскрылись в 2000-х годах в новом качестве. В неизбежности воплощения. В серии полотен, посвящённых Одессе.
"Моя тема - не городской пейзаж, а архитектура, возведённая в символ", - так характеризует своё творчество сам художник.
И уже при первом знакомстве поражает сделанность и завершённость работ Владимира, его любовь, восхищение архитектурой родной Одессы. Количество и разнообразие самих мотивов, оригинальность каждой конкретной работы демонстрируют и неутомимость поиска, и страсть к живописи.
Архитектурные композиции представляют собой звенья одного целостного образа неповторимого города. Все они интересны, не зависимо от конкретной тематики, хотя, по признанию Ильичёва, он отбирает мотивы очень тщательно. Улица ли, здание в целом, архитектурные элементы, каждый сантиметр холста (вот она, углублённость в тему диссертации!) - всё продумано и является важным. Кажется, художник "завис" на детали, фрагменте, но в результате вы видите настоящее действо. За каждой работой чувствуется необыкновенная уверенность и знание форм.
Решение архитектурных мотивов в работах Владимира - не сиюминутно, не импрессионистично. Здесь нет яркого знойного одесского солнца или активных контрастов, но есть мягкий рассеянный свет, вовлекающий во вневременную пору светлых сумерек.
Интересна и техника живописных полотен, сам художник говорит о ней так: "Постоянно экспериментирую. Особенно с фактурой, подмалёвком. Если подмалёвок удался, на нём можно изобразить всё, что угодно. И не только архитектуру. Авторский подмалёвок - залог композиционной и идейной целостности работы. Работаю на сочетании сдержанных по тону тёпло - холодных отношениях. Перевожу рисунок на холст и прохожу по наиболее тёмным местам. Процарапываю фактурные места: колонны, капители, аттики и прочее. Затем "подкрадываюсь" полутоном к свету. В конце работы трогаю пастозно в самых важных местах". Легко. Логично. Абсолютно логично.
В работе "Особняк на Сабанеевом мосту" (2012) - архитектурный фрагмент: несколько окон с узким декоративным фризом над ними, перила терраски, балкон. И окружающее пространство, как обрамление, дыхание художника. Излюбленная спокойная палитра.
Уже в следующей работе "Изысканный мотив" (2012) живописное решение, оставаясь в рамках своебразия Володиного письма, несколько меняется, становится интенсивнее, красочнее. Оправдывает наличие "изысканности" в названии. Акцент - синева оконного стекла, как вздох лёгких, поддержана светло-голубым тающим небом.
Я бы сказала, что вот это "дыхание" ощущается во всех работах Владимира.
А такие из них, как "Трио" и "Следы времени" воспринимаются скорее , как повод для эстетического волнения.
Любовь к живописному изображению небольших, на первый взгляд незначительных деталей проявлена в такой работе, как "Ракушняк"(2012). Случайный мотив или увиденный художником своеобразный мир?
Конечно, зритель найдёт у художника и более развёрнутые сюжеты в таких, например, работах, как "Снова меня море зовёт", "Пейзаж с Дюком", "Веранда Libmann".
Глядя на эти работы, появляется ощущение выстроенного театрального пространства, своеобразных декораций, приглашающих нас домыслить возможные драматические перепитии. Действительно, зачем в центре "Веранды" изображён тёмный, выделяющийся стул? Зачем пронизывает её общее пространство паутина наклонных лучей?
Ещё одна важная тема работ Владимира Ильичёва - натюрморты. Я бы сказала, "вселенная" предметов и элементов, отобранных художником.
Конечно, ему тесно в рамках простого изображения. Духовные границы натюрмортов осознанно расширяются. Значение предметов существенно обогащается.
"Неустойчивое равновесие", "Сомнительное превосходство", "На волоске" (2013). Сами названия натюрмортов подталкивают к размышлениям.
Хочется написать и о рисунках художника. Очень силён интерес к формам в целом и строению человеческого тела, в частности. Здесь проявляется любовь и интерес к художникам эпохи Возрождения. Серия акварельных и карандашных рисунков балерин и моделей - творческая удача Владимира.
Художник знает удачи и взлёты. И остановки для размышлений, переосмысливаний. Его мотивы бесконечны, в постоянном движении вверх, вниз, в глубину. Всё вечно и всё изменчиво.
Думаю, Владимир и в дальнейшем будет удивлять зрителя. Настоящий художник всегда многогранен, загадочен, не конечен. К таким можно отнести Владимира Ильичёва.
Людмила Данишевска
Искусствовед
Ганновер